Социально-педагогическая служба
  • Безопасное лето 2017
  • Методические рекомендации
  • Семинар «Современные технологии в работе социального педагога»
  • Фестиваль «Моя семья, мои друзья, мой мир»
  • Это интересно
  • Педагогам ОУ

    Занятие «Конфликты и компромиссы»

    Цель. Развитие представлений о конфликтах, житейских ссорах между людьми, умение распознавать, прогнозировать и конструктивно разрешать конфликтную ситуацию, способности идти на компромисс.

    Задачи. Показать неизбежность возникновения в жизни людей; сформировать способность предвидеть приближение конфликта; выработать навыки конструктивного решения конфликтных ситуаций путем принятия коллективного решения.

    Ход занятия:

    Вводная часть.

    Ведущим актуализируются знания учащихся о конфликтных ситуациях. Для этого им предлагается привести примеры наиболее типичных конфликтов между людьми (2-3). После вопроса «Можно ли прожить вообще без конфликтов?» обращается внимание на неизбежность и возможность конструктивного их разрешения.

    Основная часть.

    Для развития представлений о признаках возникновения конфликтных ситуаций и компромиссах обсуждаются ситуации, когда разногласия переходят в конфликт. Участники вспоминают, как обычно себя при конфликтах их сверстники. При обобщении ответов обращается внимание на то, что в конфликтах участвуют только две стороны (остальные — зрители, союзники одной из сторон, третейские судьи). Подчеркивается, что разногласие переходят в конфликт, когда стороны не проявляют гибкость; конфликт разрешается мирно, когда стороны готовы пойти на уступки.

    Далее обсуждается, что такое компромисс и в чем его преимущество: уметь выслушать и постараться понять другую сторону; согласиться (предложить самому) пойти на уступки (если это не угрожает твоей безопасности). Учитель напоминает наиболее типичную конфликтную ситуацию, приведенную учащимися в начале занятия, предлагает обсудить и найти способы компромиссного решения (1-2 предложения). Делается вывод, что совместное принятие решения и неукоснительное соблюдение договоренности — гарантия преодоления конфликта.

    Напомнив правила принятия коллективного решения, ведущий проводит игру «Необитаемый остров». Учащимся предлагается ситуация: в результате кораблекрушения они оказались на необитаемом острове с богатой растительностью и животным миром, в том числе ядовитыми растениями и хищными животными. Помощи ждать не приходится. Игра начинается с распределения ролей: кто что будет делать, за что отвечать, как будут приниматься решения, кто будет руководить? Обращается внимание на распределение пищи: поровну или по трудовому вкладу. Отдавать ли большую часть сильным, чтобы лучше работали, или слабым, чтобы выжили? Что делать с человеком, который решит жить сам по себе и вдруг тяжело заболеет? Будут ли праздники, выходные?

    Разрабатывается нравственный кодекс из 10 правил, четких, обеспечивающих выживание, сотрудничество и предотвращение конфликтов. Предусматриваются санкции за нарушение правил, записываемых выбранным секретарем.

    После игры обсуждается ее проведение, положительные стороны стиля и манер общения, удачные способы принятия коллективного решения, умение учитывать мнение остальных и отвечать за себя.

    При этом подчеркивается: трудно найти устраивающее всех решение, но это — единственный путь избежать конфликта.

    Заключительная часть.

    Отработка личной стратегии поведения в конфликтной ситуации. Обсуждается, какие конфликты являются наиболее неприятными и как из них выйти при помощи компромисса (при обсуждении используются приводимые участниками примеры). Для осмысления полученного опыта предлагается закончить предложение: «Чтобы найти положительное решение для компромисса, необходимо…»

    Домашнее задание.

    Проанализировать любую конфликтную ситуацию и подумать, как можно было бы ее решить при помощи компромисса.

    Ведущему на заметку. В основной части ведущий может сопровождать рассказ демонстрацией схем, рисунков, пиктограмм, цитат, иллюстрирующих конфликтные ситуации.

     

    Занятие «Зачем так много правил».

    Цель. Развитие убеждения в необходимости знания моральных норм и их соблюдения, в том числе и норм, принятых в семье.

    Задачи. Формирование ценностного отношения к регламентации взаимодействий и взаимоотношений людей; представление о смысле законов и норм как гаранте целесообразного и конструктивного сосуществования.

    Оборудование.

    «Билль о правах личности». «Билль о правах личности»

    Вы имеете право:

    …иногда ставить себя на первое место.

    .. иногда просить о помощи и эмоциональной поддержке. .

    ..протестовать против несправедливого обращения или критики.

    .. .иметь свое собственное мнение или убеждения. .

    . .совершать ошибки, пока вы не найдете правильный путь.

    .. .предоставлять людям право самим решать свои проблемы. .

    . .говорить: «Спасибо, НЕТ», «Извините, НЕТ».

    …не обращать внимание на советы окружающих и следовать своим собственным.

    …побыть одному, даже если другим хочется вашего общества.

    …иметь свои собственные, какие угодно, чувства, независимо то того, понимают ли их окружающие.

    …менять свои решения или изменять образ жизни.

    …добиваться перемены договоренности, которая вас не устраивает.

    Вы никогда не обязаны:

    … быть безупречным на 100%. .

    ..следовать за всеми.

    …делать приятное неприятным вам людям.

    …любить людей, приносящих вам вред.

    …извиняться за то, что вы были самим собой.

    … выбиваться из сил ради других.

    …чувствовать себя виноватым за свои желания.

    …мириться с неприятной вам ситуацией.

    …жертвовать своим внутренним миром ради кого бы то ни было.

    …сохранять отношения, ставшие оскорбительными.

    … .делать больше, чем вам позволяет время.

    …делать что-то, что вы на самом деле не можете сделать.

    …выполнять неразумные требования.

    …отдавать что-то, что вам на самом деле отдавать не хочется.

    …нести на себе тяжесть чьего-то неправильного поведения.

    …отказываться от своего «Я» ради чего бы то ни было или кого бы то ни было.

    Ход занятия:

    Вводная часть.

    Актуализируя знания учащихся о смысле норм, правил и законов, ведущий предлагает закончить фразу: «Когда я слышу слово «правила» (законы, нормы, инструкции), первое, что приходит мне в голову…». В высказываниях подчеркиваются отрицательные суждения. Ведущий просит вспомнить (не обязательно при этом говорить) личный опыт нарушения каких-либо правил и отрицательные последствия этого.

    Далее учащимся предлагается вспомнить, где (в каких местах) существуют свои правила и порядки — «писанные» (в транспорте, в школе, в кинотеатре и т. п.) и «неписаные» (в семье, в гостях, в компании и т. п.), подумать, зачем людям нужно столько правил и норм.

    В высказываниях учащихся ведущий выделяет мысль, что регламентация имеет целью обеспечение безопасности, удобства и целесообразности в жизни людей.

    Основная часть.

    Для формирования представлений о законе как гарантии личной безопасности и ответственности (в том числе внутренней ответственности) за нарушение моральных норм и законов выполняется упражнение. Ведущий предлагает учащимся вспомнить примеры, когда люди соблюдают нормы и законы, не задумываясь об этом ( например, мужчины встают в присутствии женщин). На основе приведенных примеров делается вывод, что у человека вырабатывается привычка поступать определенным образом. Большинство людей не испытывают затруднений, соблюдая определенные нормы и правила, т. к. основная цель этих норм и правил — обеспечение удобства, безопасности и целесообразности человеческой деятельности.

    Далее предлагается дискуссия «Законы, правила, инструкции — сужают или расширяют свободу человека?». Итожа обсуждение, ведущий еще раз подчеркивает, что законы и правила охраняют удобства, безопасность, личную свободу каждого; напоминается сентенция «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступили с тобой».

    Заключительная часть. Отработка личной стратегии. На бланках (или на плакате) с текстом билля учащимся предлагается отметить знаком «+» утверждения, с которыми они согласны, знаком «-» — с которыми не согласны, знаком «?» — с которыми согласны лишь отчасти. Варианты ответов (2-3) обсуждаются.

    Для осмысления полученного опыта предлагается закончить высказывание «Законы, правила, инструкции людям нужны для того, чтобы …».

    Домашнее задание.

    Обсудить с родителями «неписаные» правила своей семьи.

    Комментарии запрещены.