Новости центра

О психологических особенностях подросткового возраста

Как сильно меняются наши дети, когда достигают подросткового возраста! С чем связаны эти изменения? Об этом шел разговор на очередном заседании родительского клуба «Семейный очаг» 21 ноября 2018 года на базе СОШ №8. Педагог-психолог  Ухина О.А. и руководитель клуба Иванова М.С. ознакомили родителей с психологическими особенностями их детей, трудностями, связанными с воспитанием.

Самая яркая особенность возраста – личностная нестабильность. Она проявляется в эмоциональной лабильности. Перепады мышечного и сосудистого тонуса могут вызвать резкую слабость, упадок сил, что влечет колебания настроения. Быстрая утомляемость вызывает снижение работоспособности, а это нередко приводит к снижению успеваемости.

Для подростков характерна нравственная неустойчивость. Пока еще отсутствует собственное мировоззрение, поэтому они ориентируются на моральные нормы значимых для них людей, желая получить их одобрение. Такой вид морали называется конвенциональной. Иногда используют термин «конформизм» — с общим мнением,  даже ложным, соглашаются, потому  что это удобно или выгодно, а против идти страшно.

Тинэйджерам свойственны колебания самооценки, зависимость от внешних оценок. Снижение самооценки идет из-за случайно брошенных близкими людьми обидных фраз.

 Мама спешит на работу, не может прорваться в ванную, где закрылся ребенок: «Смотреть не на что, а торчит у зеркала два часа». Снижение уровня самооценки побуждает работать над собой.

Подросткам характерна противоречивость характера и устремлений: стремление быть признанным и уважаемым другими сочетается с показной независимостью и бравированием своими недостатками, застенчивость – с развязностью, сентиментальность – с черствостью.

В подростковом возрасте происходит дальнейшее развитие самосознания. Сравнивая себя с другими, он познает себя: «кто я?», «какой я?». Развивается абстрактно-логическое мышление, что требуется для усвоения основ наук. Интеллект позволяет задуматься над тем, что представляет собой окружающий мир, каково мое место в этом мире. Встает вопрос  о смысле жизни, жизни и смерти. В этот период взросления резко возрастает риск суицидов, поэтому очень важно родителям поддерживать доверительные отношения с ребенком, говорить о своей любви к нему. Если случаются какие-то конфликты, то спать ложиться ребенок должен прощенным. Поцелуи, объятия близких людей позволяют подростку обрести чувство психологической защищенности.

К концу подросткового возраста наступает личностная стабильность, формируется «Я – концепция», четкие представления о себе.

Ведущей психологической особенностью возраста является «чувство взрослости», которое связано с тем, что идет интенсивный рост, появляются вторичные половые признаки. У подростков появляются претензии на взрослость, но это соседствует с нежеланием отвечать за свои слова и поступки. Потребность в большей самостоятельности приводит к формированию «реакции эмансипации от взрослых», независимости в принятии решений. Это часто вызывает конфликты с родственниками.

Нередко родители хотят воплотить в детях то, что было упущено ими самими в детстве. Часто навязывают детям те занятия, которые им не нравятся. Важно помочь ребенку разобраться со своими интересами, задатками и дать возможность развивать собственные способности, которые помогут подростку завоевать признание сверстников. Это еще одна из потребностей возраста.

Ведущим видом деятельности, по мнению многих психологов, становится общение. Первоначально общаются довольно большими группами по 5 – 6 человек. Такой большой и шумной компанией они могут приходить к ребенку. Это часто не нравится родителям, раздражает их. Если родители прогоняют детей на улицу, то ребенок, имея отрицательный опыт, больше не приведет друзей  домой, а родители не будут знать, с кем их ребенок общается. Поэтому очень важно попытаться найти общий язык с друзьями ребенка, тем более, что этот период не долог – на следующем этапе взросления друзей будет немного. Таким образом  родители смогут контролировать, с кем общается их сын или дочь.

(По материалам  книги Кулагиной И.Ю.  Личность школьника от задержки психологического развития до одаренности – М.: ТЦ «Сфера», 1999.)

Руководитель родительского клуба «Семейный очаг»

Иванова Марина Степановна

Комментарии запрещены.