Трудности леворуких детей при обучении грамоте.
Наибольшие трудности при овладении программой по обучению грамоте испытывают леворукие дети.

Русское письмо основано на звукобуквенном анализе, и комплекс трудностей, связанный с фонетическим анализом, очень характерен для детей, ведущая рука у которых – левая. Леворукие дети — неоднородная группа, а значит, у разных левшей могут быть разными и проявления трудностей, и те меры коррекции, которые им необходимы.

1. Прежде всего, нужно учесть, что  каллиграфическое письмо с правым (а часто – и с левым) наклоном практически невозможно при условии классического способа удержания ручки леворуким ребёнком, так как при письме он будет рабочей рукой загораживать себе линию письма. Более целесообразно, если при правостороннем наклоне тетради леворукий ребенок будет писать прямо, не загораживая себе линию строки и соблюдая правильную посадку при письме. Посадка при письме леворукого ребенка стандартная, но немного вперед выдвинуто не правое, а левое плечо. Часто дети пишут, сгибая кисть крючком и располагая её над строкой, — если ваш ребёнок выбрал именно такое расположение кисти при письме, не переучивайте его, — это реально работающий способ удержания ручки при леворуком письме.

2. Категорически противопоказано требовать от леворукого ребенка безотрывного письма! Нужно с самого начала создать условия, чтобы ребенок не чувствовал неловкости, неуверенности, выбрал для себя тот вариант письма, связанного или несвязанного, который в большей мере соответствует его способностям и возможностям.

Стандартные ошибки на письме леворуких детей:

  • выраженные нарушения почерка, тремор,
  • неправильное начертание букв (оптические ошибки: п-т, л-м, н-к, х-ж и др.), искажение их конфигурации,
  • искажение соотношения частей, зеркальное письмо.

У леворуких детей гораздо чаще, чем у праворуких, отмечается весь комплекс трудностей.

Прежде всего, это более медленный темп письма и трудности в ориентировке на тетрадном листе.

Ребенок с левшеством с трудом и только после многих попыток понимает, что он должен написать, и как он должен это сделать, он словно не видит строк, уводя букву за верхнюю и нижнюю строку. Он может путать не только правую и левую стороны буквы, но даже верх и низ. Особенно трудно детям выделить точку начала движения и выбрать правильную траекторию. Для того чтобы снять эти трудности, необходима специальная тренировка пространственно-зрительного восприятия, зрительной памяти. Для этого можно использовать упражнения, которые помогут устранить трудности в изучении букв:

  1. Копирование различных фигур и их сочетаний.
  2. Воспроизведение их по памяти, различение фигур среди других.
  3. Сравнивание фигуры с моделью; выделение фломастерами разного цвета указанных сторон фигур.
  4. Примерные упражнения:

Нарисуй квадрат:

    • поставь точку посередине сверху над квадратом;
    • поставь точку посередине снизу под квадратом;
    • поставь точку справа посередине;
    • поставь точку слева посередине.
    • соедини точки над квадратом и под квадратом прямой линией;
    • соедини точки справа и слева прямой линией.
    • Сколько всего треугольников получилось?
    • Сколько получилось квадратов?

Для начала можно взять лист бумаги в клетку, а потом использовать нелинованную бумагу.

Выполняя эти задания, Вы решаете сразу нескольких коррекционных задач:

  1. ребенок учится целенаправленно работать;
  2. тренирует зрительное восприятие;
  3. тренирует руку (штриховка);
  4. считает;
  5. вспоминает геометрические фигуры, закрепляет понятия «верх», «низ», «справа», «слева и т. д.

Для того чтобы такое объяснение было эффективным, следует вести его, повторяя несколько раз с одновременным показом или выполнением действия самим учеником. Это позволит избежать ошибок в выполнении движений, которые легко закрепляются в процессе формирования навыка, но практически не поддаются переучиванию.

И помните: любая попытка переучить леворукого ребёнка грозит большими психологическими, а порой и неврологическими проблемами! Немного терпения, немного навыка, — и у Вас, и у Вашего малыша всё получится!

Комментарии запрещены.