РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ДЕТЕЙ, КОТОРЫЕ ЗАНИМАЛИСЬ С ЛОГОПЕДОМ В ЭТОМ УЧЕБНОМ ГОДУ.

Уважаемые родители!  Поздравляем Вас с окончанием учебного года!

За год ваши дети подросли, окрепли, научились дружить, достигли больших успехов в речевом развитии!
Впереди лето, время отпусков и отдыха!
Но это и прекрасное время для развития ваших детей. Поэтому прислушайтесь к нашим рекомендациям:

  1. Делайте артикуляционную гимнастику. Постучите язычком, как дятел, пускайте пузыри через трубочку в стакан с колой, найдите грибок и покажите его  язычком, сдувайте пушинки с одуванчиков. Выполнение этих упражнений подготовит артикуляционный аппарат к появлению новых звуков или улучшит дикцию вашего ребенка. Разучите  скороговорку и устройте соревнование, кто лучше и быстрее произнесет ее.
  2. Развивайте мелкую моторику ребенка:
    — лепите из пластилина, глины, раскрашивайте, штрихуйте, обводите по контуру
    — вырезайте ножницами разные фигуры, выполняйте аппликации
    — расстегивайте – застегивайте пуговицы, застежки-молнии, шнуруйте, завязывайте бантики.
  3. Развивайте словарный запас, грамматический строй речи и связную речь детей.
    Если вы отправляетесь на отдых, в отпуск — не упустите возможность использовать новые впечатления ребёнка для развития выразительности речи. При описании, например, моря, гор, пейзажа обращайте внимание ребёнка на использование прилагательных и других частей речи, делающих нашу речь богаче. Чаще говорите с ребёнком и не только на бытовом уровне, следите за собственной речью, избегайте слов-паразитов, ведь дети очень часто копируют речь родителей, их манеру общения. Не упускайте малейшего повода что-то обсудить с вашим ребёнком. Именно обсудить. Одностороннее «говорение», без диалога — малополезно. Неважно, кто при этом молчит: ребёнок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во втором – пассивная (умение слушать, слышать, понимать речь; своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию; вступать в партнёрские отношения; сопереживать услышанное).    Полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом. Всё это обязательно нужно комментировать, обсуждать, оформлять в форме беседы. Новые, незнакомые ребёнку слова следует объяснить, повторить несколько раз, научить ребёнка понятно выговаривать их.
  4. Развивайте фонематический слух:
    — «поймай» заданный звук среди других звуков;
    — назови слово на заданный звук;
    — раздели слово на  слоги, прохлопывая его
    — назови первый (последний) звук в заданном слове, определи место заданного звука в слове (в начале, середине, конце);
    — повтори за взрослым «слоговые дорожки», например:  са-су-сы;  то-та-тэ-ту;
    ша-шу-ша-ши;  па-па-ба;  ко-го-ко; ала-оло-улу; эла-эло-элы  и т.д.
    Полезно вслушиваться в звуки улицы: шелест листьев, шум шагов, гудение машин, голоса птиц, звуки ветра, дождя, грома, града и т.д. Это развивает слуховое внимание.
  5. Читайте книги, журналы;  учите стихи, отгадывайте и заучивайте загадки; читайте рассказы и сказки, пересказывайте их; составляйте рассказы по картине, о предмете, о явлении природы, о животном и т.д.
  6. В деятельности речевой материал усваивается значительно быстрее и естественнее.  Разрешайте ребенку трогать, нюхать, пробовать на вкус, копать, поливать и т.д.  На даче, на прогулке, в поездке  перед вами открывается простор для словарной и грамматической работы по темам «Весна», «Лето», «Растения сада», «Цветы», «Деревья», «Насекомые», «Ягоды» и др. Наблюдения, впечатления, речевые навыки, полученные в деятельности, необычайно ценны и наглядны. Они остаются в памяти ребёнка на всю жизнь. Только в естественных условиях ребёнок усвоит значение глаголов «вскопать», «подрыхлить», «прополоть», «удобрить», «окучить» и многих других. Не на картинке, а вживую увидит растения в разную пору их вегетативного периода (рост, цветение, плодоношение, увядание). Узнает, как и где вырастают ягоды, овощи и фрукты. Каким трудом даётся урожай.
  7. Обязательно играйте!
    Практически на любом наглядном материале, окружающем нас,  могут быть проведены такие речевые игры, как «Четвёртый лишний», «Чего не стало?», «Что поменялось местами?», «Что изменилось?», «Подбери пару», «Кому что подходит?», «Назови ласково», «Преврати в огромное», «Подбери 5 признаков», «Угадай, о чём я говорю», «Скажи наоборот» и т.д.

Зарядитесь теплом и солнцем, отдохните,  как следует, чтобы в следующем учебном году начать заниматься с новой силой и энергией!

Комментарии запрещены.