Возрастные характеристики развития речи детей дошкольного возраста

Знание возрастных норм развития речи детей поможет родителям правильно оценить состояние речи ребенка и решить вопрос о необходимости посещения логопеда. Нередко на первичный прием к логопеду приходят родители с детьми, которым уже пора в школу. Причиной обращения, как правило, является «плохая речь» ребенка. При этом родителей больше всего беспокоит нарушенное звукопроизношение, мешающее записать им ребенка в ту или иную престижную школу, и совсем не интересует  состояние словарного запаса, навыков словообразования и словоизменения, грамматическое оформление речи. До этого времени  речь ребенка не вызывала у них никаких тревог и опасений, так как «папа заговорил поздно», «у соседей мальчик старше на 6 месяцев, а до сих пор молчит». Эти аргументы могут быть приняты только не совсем компетентными родителями. Те же мамы и папы, которых беспокоит дальнейшая судьба малыша, которые интересуются не только материальным ее наполнением, должны помнить, что речь ребенка развивается в соответствии с определенными стандартами и возрастными нормами, знать которые должен каждый родитель. Если существуют определённые проблемы, то откладывать визит к логопеду до школы, как минимум, большая беспечность. Ведь речь – это тест, который ярче всего характеризует уровень развития мышления ребенка. Чем правильнее звукопроизношение и грамматическое оформление речи, чем богаче словарный запас ребенка, тем выше развит его кругозор и интеллект.

Позднее начало речи (отсутствие или замена речевого общения указывающими жестами) должно серьезно обеспокоить родителей и послужить поводом для первичного обращения к логопеду или дефектологу.

Возрастные нормы развития речи детей, приведенные ниже, помогут родителям правильно оценить состояние речи ребенка и решить вопрос о необходимости посещения специалиста.

Возрастные нормы развития речи детей  трёх лет.

3 года – возраст критический для диагностики состояния речи. К этому возрасту ребенок знает и умеет:

1.  В сфере норм общения:

  • Хорошо понимать обращенную речь.
  • Выполнять различные поручения.
  • Слушать и понимать несложные сказки

2. В сфере развитие словаря:

От 2 до 3 лет ребенок делает колоссальный скачок в развитии словаря. Если в 2 года словарь ребенка составляет 200 – 300 слов, то к 3 годам уже более 1000. Кроме существительных и глаголов в словаре появляются местоимения, наречия, прилагательные.

3. Грамматический строй:

В активной речи ребенка еще множество аграмматизмов. К простым предложениям добавляются сложные, с предлогами чтобы, потому что.

4. Звукопроизношение:

В речи появляются звуки Ф,Д,Т,К,Г,М,Н,Л,С и их мягкие пары. Однако произношение еще далеко от совершенства.

Возрастные нормы развития речи детей  4 лет

К 4 годам ребенок знает и умеет:

1. В сфере норм общения:

  • Слушать, здороваться, благодарить, называть по имени.
  • Договаривать стихи
  • Пересказывать сказки.

2. Развитие словаря (примерно 2500 слов)

  • Называть действия в процессе деятельности
  • Называть качества предмета (легкий, гладкий…)
  • Называть материалы, из которых сделаны предметы (глина, песок,..)
  • Называть домашних и диких животных
  • Называть основные детали одежды, обуви, мебели, посуды
  • Называть части тела, лица, назначение и количество
  • Называть 2 — 3 дерева, растения, овощи и фрукты
  • Называть характерные особенности времени года, части суток
  • Хорошо различать основные цвета и геометрические формы
  • Знать свое имя и фамилию, имена людей из ближайшего окружения
  • Отгадывать загадки
  • Владеть бытовым словарем

3. Грамматический строй.

  • Владеть простым предложением.
  • Употреблять в речи сложные бессоюзные предложения
  • Владеть навыками словообразования ( мяч — мячик, снег — снежный…)
  • Правильно употреблять окончания прилагательных, существительных, глаголов

4. Звукопроизношение и фонематический слух

  • Умеет четко произносить простые по артикуляции звуки
  • Допустимы замены свистящих и шипящих звуков, отсутствие либо замена звуков Р, Л и их мягких пар
  • Уметь говорить тихо и громко
  • Освоить ритмический рисунок слова
  • Овладеть интонационной стороной слов

Возрастные нормы развития речи детей  5 лет

К 5 годам ребенок умеет:

1. Нормы общения

  • Овладеть монологической речью
  • Слушать, отвечать на вопросы по существу распространенными предложениями
  • Пересказывать сказки
  • Составлять рассказы-описания
  • Составлять рассказы по картине и серии сюжетных картин
  • Составлять рассказы из личного опыта

2 . Развитие словаря (около 3000 слов)

  • Овладевает навыками словообразования и словоизменения
  • Появляется интерес к звуковому оформлению слова
  • Формируются навыки звукового анализа

3. Грамматический строй

Продолжается формирование грамматического строя. Допускается неверное употребление окончаний, сложных предлогов, приставок Ошибки в согласовании слов в предложении

4. Звукопроизношение и фонематический слух

  • Ребенок четко произносит все звуки
  • Выделяет гласные звуки на слух
  • Активно использует интонацию при пересказе, рассказе.
  • Умеет менять силу и высоту голоса.

Возрастные нормы развития речи детей  6 лет

К 6 годам ребенок умеет:

1. Нормы общения

  • Активно пользуется развернутой фразой
  • Строит самостоятельные высказывания
  • Связно пересказывает и рассказывает о происходящих событиях

2. Словарный запас ( около 4000 слов)

Стремительно растет словарный запас. Появляется большое количество прилагательных, наречий, причастий и деепричастий

3. Грамматический строй

Допустимы редкие ошибки в употреблении сложных форм слов (5 ухов, деревов…)

  1. Звукопроизношение и фонематический слух
  • Формирование звукопроизношения к этому возрасту должно быть полностью закончено.
  • Формируются первоначальные навыки звукового анализа
  • Ребенок научается определять позицию звука в слове
  • Выделяет слова в предложении
  • Формируются предпосылки для овладения грамотой
  • Заканчивается оформление интонационной стороны речи (вопрос, восклицание)

Возрастные нормы развития речи детей  7 лет

К 7 годам ребенок умеет:

  1. Нормы общения
  • Хорошо развита фразовая речь
  • Умеет строить сложные фразы, пользоваться распространенными предложениями
  • Связно логично рассказывать и пересказывать
  • Фантазирует, сочиняет
  1. Словарный запас.

 Достаточно высок, приближен с взрослому уровню. Во многом зависит от социальных условий

  1. Грамматический строй

Допустимы отдельные нарушения в употреблении глагольных форм, несклоняемых существительных (пальто)

  1. Звукопроизношение и фонематический слух
  • Все звуки должны произноситься четко, без искажений
  • Звуки должны хорошо различаться и выделяться в речевом потоке.

Уважаемые родители! Если вы заметили, что у ребёнка существуют значительные проблемы в речи по сравнению с описываемой возрастной нормой, незамедлительно обратитесь к логопеду!

Комментарии запрещены.