Контроль речи ребёнка после постановки звука. Консультация для родителей.

Ура! Работа с логопедом оказалась эффективной, и ребёнок наконец-то свободно произносит звук, который ещё недавно был для него недосягаемым!

Казалось бы, самое время отпраздновать радостное событие, продемонстрировать бабушкам и дедушкам новый звук и начать почивать на лаврах… Но не тут-то было.

Родители после бурной радости от новой «умелки» малыша довольно часто бывают разочарованы тем, что, повторяя звук изолированно по просьбе взрослых или по собственной инициативе, ребёнок не торопится верно произносить его в речи. Нужно знать, что это — вполне закономерное явление, говорящее о том, что пришло время для нового этапа логопедической работы – автоматизации (закрепления) правильного произношения. Именно этот этап бывает самым протяжённым во времени, — артикуляция малыша как бы «привыкла» к старому, неправильному произношению звука, и чтобы «переучить» её, требуется не только время, но и значительная ежедневная помощь родителей.
Для того, чтобы работа по автоматизации и дифференциации (различению) поставленных звуков была эффективной, проходила в более короткие сроки, необходимо осуществлять контроль над  поставленными звуками постоянно.

Задача родителей заключается в том, чтобы тщательно выполнять задания логопеда в рабочих тетрадях, — это могут быть цепочки слогов или слов, словосочетания, предложения, стихи, чистоговорки, несложные игры, которые способствуют  отработке и закреплению правильного произношения поставленного звука. Родитель должен контролировать, чтобы ребенок правильно произносил автоматизируемый звук во время выполнения всех заданий. Но, все-таки, самым главным является то, чтобы взрослый постоянно осуществлял контроль над поставленным звуком в свободной речи ребенка (в играх, в диалоге ребенка с окружающими, в свободной деятельности). Когда ребёнок учит стихотворение для утренника, выпрашивает шоколадку в супермаркете или взахлёб делится событиями прошедшего дня, то необходимо также просить малыша произносить данный звук правильно, поправлять его, исправлять неверно сказанное слово, проговаривая его вместе.

Ведь одна из важнейших задач всего процесса работы над звуком состоит в том, чтобы у ребёнка не сформировалась так называемая «кабинетная речь»,  когда звук произносится правильно только в присутствии логопеда, только когда ребёнок заходит в логопедический кабинет или открывает  логопедическую тетрадь с заданиями.

Контролировать произношение звука надо тактично, в спокойной форме. Если это начальный этап автоматизации, то ребенку можно напомнить о положении органов артикуляции: «Язычок, вверху» (автоматизация [Л, Ш, Ж]) или «Губки улыбаются, язычок внизу» (автоматизация свистящих звуков). Если же этот прием не помогает, родитель должен показать образец правильного произношения звука в слове: «Вова, повтори за мной – ШШШШапка».  Взрослый выделяет автоматизируемый звук из ряда других звуков в слове, произносит его длительно и четко. Когда автоматизация звуков у ребенка уже более-менее налажена, и встречаются только единичные ошибки, то родителю достаточно напомнить: «Скажи правильно!» Ребенок сразу же понимает, что надо исправить неверно сказанное слово.

Период автоматизации звуков длительный и сложный. От того, как он пройдет, зависит, —  сможет ребёнок пользоваться звуком в жизни, или нет. Ребенку необходимо сломать стереотип неправильного произношения, который сложился у него на протяжении нескольких лет. Навык самоконтроля у детей формируется только к началу обучения в школе, поэтому сами контролировать себя они не могут, им постоянно необходима помощь взрослого. Если данная работа будет проводиться родителями в системе, целенаправленно, то и звуки будут автоматизироваться намного быстрее. Речь ребенка станет чёткой, красивой и понятной для окружающих.

Комментарии запрещены.