Этапы развития собственной/экспрессивной речи ребенка.

Каждому родителю всегда интересно знать, правильно ли развивается его ребёнок. Зачастую неопытные мамы и папы начинают сравнивать своё чадо с ровесниками в песочнице или прислушиваться к «авторитетным» заявлениям родственников в стиле: «А вот Петенька наш до пяти лет молчал, а теперь говорит – не остановишь».

Беда в том, что не все «петеньки», молчащие до пяти лет, внезапно начинают говорить.

А чтобы избежать беды и вовремя обратиться к специалисту (логопеду-дефектологу), нужно знать примерные сроки развития речи малыша.

До года.

Крики — возникают с рождения.
Гуление – протяжное произнесение гласных и слогов с горловыми согласными (гу, агу, гы) — с 2 до 5-7 месяцев.
На фоне певучего гуления появляются слоги с губными и переднеязычными звуками, которые потом трансформируются в лепет.
Лепет – многократное повторение слогов, с губными и переднеязычными согласными (ма-ма-ма, бу-бу-бу) начало с 4-7,5 месяцев.
Слова — переход осуществляется на фоне продолжающегося лепета: лепетные слова (мама, папа, бобо, бах, ам, дай) с 11-12 месяцев.

ВАЖНО: любые звукоподражания, постоянно относящиеся к одному и тому же предмету (например, — «биби» — машина – являются словами. Если машина «биби», «ма», «гу» и «ня», — это – не слово).
Появление слов взрослого лексикона (молоко –«моко», «мами» – возьми, «мака» – маленькая, «титики» –часики) — начало с 1 года 7/ 9 месяцев. Сосуществование слов, правильно и неправильно произносимых, — основная закономерность начальных этапов становления речи у детей.

Рост словаря ребенка от года и старше:

1год -5-9 слов
1,5 года — от 20 до 40 ( у разных авторов)
2 года — от 50 до 200 слов
3 года — от 800 до 1000 слов
3,5 года — 1100 слов
4 года — 1600 – 1900 слов
5 лет — 1900 – 2200

Развитие фразовой речи
Появление словосочетаний из двух лексических единиц («Ляля бах», «Папа ам») — начало с 1 года 9 месяцев до двух лет
Появление и развитие предложений — с двух лет («Папа суп ам»)
К трем годам ребёнок начинает употреблять сложные придаточные предложения, появляются вопросы «почему?» «когда?», использует практически все части речи, предлоги и союзы.
Использует единственное и множественное число.
К четырем годам речь оформлена грамматически правильно, используются суффиксы, более сложные фразы.
Дальнейшее развитие речи оценивается, в основном, не по количеству слов, а по умению отвечать на вопросы, наличию инициативы в разговоре, построению логических цепочек, умению составить рассказ по картинке, рассказать о событии, пересказать сказку.
Параллельно оценивается понимание сложных грамматических конструкций.

Некоторые закономерности развития речи детей раннего возраста

Показателем дальнейшего (после года) развития детской речи является не правильное звукопроизношение, как почему-то думают родители, а своевременное развитие у ребенка способности использовать слова своего лексикона в различных сочетаниях друг с другом, т.е. развитие способности соединять слова в предложения.

Характерной особенностью детской речи вплоть до 3 лет является то, что многие звуки родного языка опускаются или замещаются близкими по звучанию или артикуляции. Это происходит потому, что артикуляция звуков вырабатывается не сразу, а постепенно, а также восприятие речи далеко не совершенно. Дети говорят слова, состоящие из доступных звуков:
а) раннего онтогенеза речи (до трех лет):
гласные а, о, у, и,
согласные м, п б и их мягкие пары,
н, т, д и мягкие пары,
к, г, х и мягкие пары,
в, ф и мягкие пары . В ряде источников: -йот, с, з
По практическому опыту л’.

Т.е. «масина» вместо «машина» и «вакета» вместо «ракета» — это норма для данного возраста.

б) среднего онтогенеза речи (3-4 года): гласный ы, дифференциация по мягкости, твердости, озвончение всех согласных, л’;

в) позднего онтогенеза речи (до пяти лет): р, р’, ш, ж, ч, щ (требующие поднятия передней части языка), л , ц.
***
Первые слова детей характеризуются полисемантизмом: одно и то же звукосочетание в различных случаях служит выражением разных значений, и эти значения становятся понятными только благодаря ситуации и интонации.
***
Чем меньше слов в лексиконе ребенка, тем больший процент составляют слова, правильно произносимые. Чем больше слов в лексиконе ребенка, тем больший процент составляют слова контурные и искаженные, что можно объяснить как физиологической неподготовленностью речевого аппарата ребенка к воспроизведению вновь усваиваемых им трудных слов,
***
Иногда после появления 5-6 чётких слов возможна остановка в накоплении словаря примерно на 3-4 месяца. Если остановка более длительная, или ребёнок внезапно перестаёт пользоваться словами, которые ему уже хорошо были известны, — это повод навестить специалиста (невролога, логопеда, психиатра).

                                             Подготовлено по материалам сайта https://forums.rusmedserv.com

Комментарии запрещены.