Без рубрики

Городская тематическая неделя интернет-профилактики «Живи реально, а не виртуально!», 30 января – День рукоделия!

Наши руки не для скуки,
Рукам – работа, душе – праздник.

Традиционно свободное время ребенка дошкольного и школьного возраста всегда было связано с гулянием на улице, на детских площадках, групповыми и командными подвижными играми, катанием зимой – на лыжах, коньках, санках, «ватрушках», летом – на велосипедах, роликах и.т.п. В нынешнее время современных информационных технологий самое популярное времяпрепровождение – это компьютерные игры, общение в социальных сетях и мессенджерах. На школьных переменах дети вместо подвижных игр играют в игры в телефонах. Это приводит к заболеваниям и формирует зависимое поведение.

Альтернатива компьютерным играм – полезные привычки, формируемые родителями с детства у своих детей. Самая главная привычка – занимать полезными делами свое свободное время. Как вариант давайте рассмотрим рукоделие. Традиционно рукоделием в нашей культуре занимались женщины, поэтому в воспитании девочек присутствовало обучение вязанию, вышиванию, плетению кружев и т.д. В чем польза рукоделия?
Еще жители Древнего Китая усматривали связь между движениями рук и развитием головного мозга. Они полагали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на память. Действительно, рефлекторные точки, расположенные на кончиках пальцев, подают импульсы центральной нервной системе. Стимуляция этих точек благотворно воздействует на внутренние органы. Развитие «мелкой моторики», тоже в своём роде – стимуляция рефлекторных точек.
Неврологи высказывают мнение, что вязание — йога для мозга, так как эффект от работы спицами оказывается таким же, как и от всестороннего массажа.
Исследования показывают, что вязание, так же как и шитье, ткацкое дело и вышивание, развивают внимательность и имеют очень много общего с медитацией. Во время медитации и занятий рукоделием становятся активными одинаковые зоны головного мозга. Позитивное влияние медитации на здоровье и умственные способности доказано не раз, а вот вязанию раньше не уделялось достаточного внимания.
Релаксация, снятие стресса, творческая реализация становятся доступными для людей, вовлеченных в рукоделие. [1]
В современном мире благодаря интернету стало возможным освоить новые интересные виды рукоделия, присущие другим народам. А на уроках технологии вместе с девочками рукоделием занимаются и мальчики. Родители дома вместе с детьми могут в свободное время заняться теми видами рукоделия, которые им покажутся наиболее интересными. Вот некоторые из них.
В последние годы большой интерес вызывает культура Японии. Познакомимся с изготовлением шариков – Темари. Темари – традиционный японский самодельный шар с замысловатой цветной вышивкой. Этот шарик имеет тысячелетнюю историю и успел превратиться из мяча для спортивной игры, сделанного из лоскутов старых кимоно, в декоративный шар, расшитый шёлковыми нитями – произведение искусства, предмет роскоши и дорогой подарок. Как только с развитием технологий шёлк стал доступен всем сословиям, искусство изготовления яркой игрушки вошло в каждый дом.
Темари является символом большой дружбы и дарится по праздникам и особым случаям в знак уважения и тёплых чувств, с пожеланиями счастья и благополучия. Создайте такой удивительный шар своими руками, и ваш оригинальный подарок не останется незамеченным! [2]
Другой вид японского рукоделия – картины в технике Кинусайга. Техника похожа на наше русское лоскутное шитье. Так как традиционная японская одежда кимоно шьется из дорогого натурального шёлка, старые кимоно японцы не выбрасывают, режут на куски и изготавливают картины.
Создается рисунок на бумаге, далее все раскрашивается, причем каждый фрагмент своим цветом. Эти фрагменты нумеруются, затем все линии переводятся на деревянную доску, где так же происходит нумерация. По контуру эскиза прорезываются бороздки глубиной всего 2 мм. Затем извлекается старое шелковое кимоно и из него нарезаются небольшие, подходящие по цвету лоскутки чуть большего размера (в 1 мм). Составляется мозаика. Края этих шелковых лоскутков заполняют специальным инструментом в канавки, а сам фрагмент приклеивается на своё место. Во время заполнения канавок – часть ткани по замыслу автора натягивается, а кое-где, она идет складками. Раньше пользовались преимущественно шелком, но сейчас все чаще попадаются другие ткани – и лен, и вискоза. И это сочетание разных фактур придает картинам определенную изюминку. [3] Более подробно с этой техникой вы можете ознакомиться на следующем сайте [4].
С Японией и Китаем связан ещё один вид искусства – оригами. В древние времена оригами складывали только богатые люди, так как бумага была довольно дорогой, и использовались только определенные ее виды. Способы складывания фигурок тщательно хранились семьями и передавались из поколения в поколение. Сейчас оригами стало доступно всем, поэтому дети и взрослые с удовольствием занимаются этим видом искусства.

Сложность фигурок из бумаги меняется с возрастом ребенка, но даже подростки-мальчики 10-12 лет с успехом осваивают довольно сложные схемы.

 

В этой статье вы ознакомились только с тремя видами японского рукоделия. Возможности интернет-пространства позволяют найти то, что заинтересует каждого человека. Современное рукоделие представляет еще и материальную ценность – дает возможность детям заработать реальные деньги, продавая изделия, изготовленные своими руками,  на школьных, городских ярмарках. Занимаясь рукоделием, ребенок не только получает удовольствие от процесса работы, но и повышает свою самооценку, гордится собой. А это важно для формирования его личности.

Литература.

  1. http://www.permay-zivil.edu21.cap.ru/?t=publ&eduid=4514&publ=563635
  2. https://leonardo.ru/mclasses/301/master-klass-shar-temari/
  3. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B8%D0%BD%D1%83%D1%81%D0%B0%D0%B9%D0%B3%D0%B0
  4. http://nacrestike.ru/publ/interesnoe/kinusajga/10-1-0-916

 

Обсуждение закрыто.