Образовательный процесс
  • Советы родителям
  • Образовательная программа

    «Семья: нравственность, культура, здоровье».

     

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    к учебному плану «Семья: нравственность, культура, здоровье«

                Курс «Семья: нравственность, культура, здоровье» направлен на практическую реализацию целей, обозначенных в концепции работы ДООЦ.  Он предлагается  учащимся 1- 11-х классов, но основная часть программы обращена к учащимся 6 — 10 классов, представителям наиболее «проблемных» возрастных категорий детей  — младших школьников, подростков, юношей и девушек, претерпевающих серьезные психологические изменения, ищущих ответы на важнейшие вопросы о смысле жизни, своем месте в мире, определяющих отношение к себе самим,  другим людям, т.е. выстраивающих систему нравственных ценностей.

    Программа «Семья: нравственность, культура, здоровье» способна  оказать учащимся существенную помощь в строительстве мировоззренческих основ, т.к. рассматривает актуальнейшие для любого человека вопросы бытия, отличается системностью подходов и опирается на общечеловеческие гуманистические ценности.

    Системообразующими понятиями являются «здоровье» и «семья«. Их собственная взаимосвязь очевидна: здоровье каждого человека формируется в его семье и зависит от нее. Можно говорить о физическом, психическом и нравственном здоровье человека, поэтому курс имеет 3 части: педагогический и нравственно-этический цикл, психологический и медицинский.

    Безусловно, приоритетной по отношению к другим составляющим  человеческого здоровья выступает здоровье нравственное. Это главная мысль, которая проходит через все занятия. Научные знания помогают убедить учащихся в целесообразности соблюдения человеком нравственных норм. Темы занятий программы дают большие возможности межпредметных  связей с дисциплинами, преподаваемыми в общеобразовательной школе,  что тоже способствует «увязыванию» еще больших массивов информации в единую систему. Связи эти — с литературой, историей, обществознанием, МХК, биологией, анатомией, химией, ОБЖ и т.д. Обширные межпредметные связи обеспечивают органичное вплетение курса в качестве дополняющего компонента в учебный план общеобразовательной школы.

    МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА

    курса «Семья: нравственность, культура, здоровье»

    Наш выпускник – это человек:

    • имеющий нравственные ориентиры, ценности, смыслы и целостное мировоззрение;
    • являющийся носителем культуры (культуры учения, мышления, общения, бытовой культуры, деловой, политической культуры);
    • стремящийся постоянно сохранять и укреплять своё здоровье, бережно относящийся к здоровью других людей;
    • ответственно, творчески относящийся к жизни, строительству отношений с людьми, созданию и укреплению семьи, воспитанию своих детей;
    • способный самостоятельно оценивать себя, свои поступки и поступки других людей, готовый принимать самостоятельные решения;
    • стремящийся к постоянному развитию (социальному, личностному, познавательному).

    6 класс

    Тема:  Почему люди живут семьями.

    История возникновения семьи. Семья в эпосе народов разных стран. Особенности современной семьи. Роль семьи в жизни человека.

                Тема: Права и обязанности учащихся.

                Устав школы. Правила внутреннего распорядка учебного учреждения, ответственность за нарушения

    Тема: Досуг в семье.

    Культура проведения досуга в семье. Семейные праздники. Развитие способностей каждого члена семьи. Совместное хобби.  Игровые ситуации

    « Наш выходной день».

    Тема: Как улучшить настроение. Грусть. Радость.

    Управление настроением. Кто хозяин нашего настроения? Как выражать свои чувства, чтобы не причинить вреда другим.

    Тема: Хочу быть здоровым.

    Критерии здоровья. Индивидуальные особенности  организма и индивидуальный подбор оздоровительных  мероприятий.

    Тема: Здоровье и питание.

    Значение питания. Состав пищевых продуктов. Источники питательных веществ. Режим, объем и состав питания школьника. Правила здорового питания.       

      Тема: Развитие памяти и внимания.

                Что такое память. Что такое внимание. Виды памяти. Как развивать память и внимание. Развивающие игры.

     Тема: Я и другие.

    Человек среди других людей. Правила общения.

    ТемаКультура общения.

    Понятия «этика», «этикет». Культура поведения в школе, в семье.

    Культура межличностных отношений.

    7 класс

    Тема:   Все хорошее от семьи.  Семейные традиции.

    Что такое семья. Основные функции семьи: репродуктивная воспитательная, коммуникативная, хозяйственно-бытовая, организации труда и отдыха, создание психологического комфорта.

    Духовная близость членов семьи, соблюдение нравственных норм — основа счастливой семьи. «Золотое правило морали». Общие увлечения членов семьи, потребность в чувстве общности. Семейные традиции, праздники, приятные сюрпризы.        Роль ребенка в создании добрых отношений в семье.

    Тема: Уголовная ответственность несовершеннолетних.

    Формы уголовной ответственности несовершеннолетних. Виды уголовных преступлений. Особенности назначения наказания несовершеннолетним.

    Тема:  Мышление.

    Виды мышления. Возрастные закономерности развития мышления. Способы развития словесно-логического мышления.

    Тема: Гадкий утенок.

    Подростковый период в жизни человека. Психологические проблемы взросления. Понятие «мужественности» и «женственности». Самооценка. Виды самооценки. Способы коррекции неадекватной самооценки. Условия превращения «гадкого утенка» в «прекрасного лебедя». 

    Тема:  Умей найти друга. 

    Значение эмоционального комфорта для человека. Друзья и знакомые — в чем отличие. Дружба как школа общения, самовоспитания. Развитие в себе  умения  слушать и понимать другого,  готовности оказать помощь, профилактика ссор и одиночества. 

    Тема: Гигиена мальчика.

    Понятие полового созревания. Основные этапы взросления и трудности на каждом из них (хрупкость костей, неравномерность формирования органов и систем). Правильное питание на этапе взросления. Профилактика табакокурения, употребления алкоголя и синтетических половых гармонов с позиции влияния на половую систему.

    Тема: Гигиена девушки 

    Понятие полового созревания. Основные физиологические этапы и их характеристика. Формирование костной, мышечной систем. Правильное питание на этапе взросления. Гигиена менструального периода. Профилактика проблем кожи.

    8 класс

    Тема: Толерантность и дружба в семье.

    Необходимость взаимоподдержки в семейных взаимоотношениях. Отношения между братьями и сестрами, родителями и детьми. Бабушки и дедушки, передача жизненного опыта младшим поколениям.  

    Тема: Права и обязанности родителей и детей.

    Чем вызвано изменение законодательства в отношении прав несовершеннолетних детей.  Право ребенка жить и воспитываться в семье.

    Право на общение с родителями и другими родственниками. Право на защиту. Право выражать свое мнение. Имущественные права ребенка.

    Права и обязанности родителей в свете ст.63 СК РФ и ст.151,156 УК РФ.        

    ТемаКультура внешности, секреты красоты.

    Внешний облик человека, его элементы. Представления об идеале внешней красоты — отражение уровня развития общества. Внешний облик как проявление внутренней культуры человека.

    Тема:  Эмоциональная культура человека.

    Эмоции положительные  и отрицательные. Стресс: протекание и последствия.

    Стресс и здоровье. Эмоциональная культура человека.           

    Тема:  Моя компания.  Дружба.

                Дружба. Проблемы дружбы. Понятие «круг общения». Интересы и наклонности. Что такое «компания». Компания, как позитив и негатив.

    Тема: Профилактика заболеваний. Режим дня и сон.

    Что такое ЗОЖ. Факторы определяющие здоровье человека.

                Значение режима дня для здоровья школьника. Роль сна в жизни человека. Полноценность сна.

    9 класс.

    Тема: Административная  ответственность несовершеннолетних . 

    Административная ответственность несовершеннолетних: понятие, основные черты. Виды административных взысканий применяемых к несовершеннолетним.

    Тема: Самооценка личности.     

    Понятие самооценки. Виды самооценки . Референтные люди. Особенности формирования в подростковом возрасте.

    Тема: Психология поведения на рынке труда.

    Масштабы безработицы в России и Владимирской области. Статус безработного. Чем занимается биржа труда. Как вести сбор информации о рабочих местах. Как подготовить и представить информацию о себе. Как пройти собеседование при поступлении на работу. Профессиональное и психологическое тестирование. Ответственность, пунктуальность, трудолюбие — качества, необходимые на любой работе.

    Тема:  Любить и быть любимым.

    Любовь-это чувство и искусство, которому надо учиться всю жизнь. Любовь, взаимопонимание, уважение-фундамент счастливой семьи. «Идеальный» кавалер (барышня) — «идеальный» муж (жена).  Отсутствие культуры, воспитанности, хорошего характера, умения понимать, уступать, прощать — причины распада семьи.

    Необходимость объективного анализа достоинств и недостатков любимого человека.  Недостатки, которые можно простить — недостатки, с которыми нельзя мириться.

    Тихий голос, культура речи, умение слушать, делать паузы, обсуждение поступка, но не личности, готовность к компромиссу — приемы, позволяющие не перевести ссору в скандал. Дискуссия о необходимости или невозможности перевоспитывать друг друга.

    Тема: Репродуктивное здоровье юноши. 

    Строение и функции мужской репродуктивной системы. Этапы полового созревания (для юношей).

    Основные заболевания мужской репродуктивной системы. Влияние вредных привычек (курение, алкоголизм, малоподвижный образ жизни, хронический стресс) на репродуктивное здоровье мужчины. Факторы, вызывающие мужское бесплодие (для юношей).

    Тема:  Репродуктивное здоровье девушки.

    Строение и функции женской репродуктивной системы. Этапы полового созревания. Гигиена менструального периода.

    Заболевания женской репродуктивной системы, факторы, влияющие на репродуктивное здоровье девушки.

    Тема:     Проблема «отцов и детей» .

    Понятие конфликта. Конфликты между родителями и детьми, причины. Пути к взаимопониманию.  Иллюзорность «выигрыша» и «победы» в конфликте с близким человеком. 

    Тема: Учимся разрешать конфликты.

    Природа конфликта. Виды, стадии конфликта, стили поведения, способы выхода из конфликтной ситуации. Способы предотвращения конфликта. 

    Тема:  Психологическая сущность семьи.

    Определение семьи, определение брака. Состав семьи, родственные связи. Современные формы брака.

    Тема:  Я выбираю профессию.  

    Мир профессий. «Хочу. Могу. Надо?» Возможные ошибки при выборе профессии. Здоровье и выбор профессии.  Интересы, склонности, способ-ности  и профессиональная ориентация.

    Тема: Как успешно сдать экзамены.

    Психологические навыки и приёмы успешной подготовки и сдачи  экзаменов.

    10 класс

    Тема: Семья на современном этапе.

    Основные функции семьи. Проблемы современной семьи: низкая рождаемость, разводы,  отсутствие любви и  взаимопонимания, социальное сиротство, неполные семьи. Создание прочной семьи: любовь, взаимопонимание, взаимоуважение – фундамент счастливой семьи.  Традиционное распределение ролей в семье. Финансовое благополучие как одна из составляющих семейного счастья. Рождение  и  воспитание детей как составляющие счастья человека. Необходимость подготовки к будущей семейной жизни. Цели, задачи и содержание курса » Семья: нравственность, культура, здоровье «.

    Тема:  Нравственные ценности семьи.

    «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома. (Л.Н. Толстой). Взаимная безусловная любовь, понимание и доверие, безграничное уважение, постоянная забота, искренняя доброта, бескорыстная дружба, всесторонняя поддержка. Нравственные ценности, создающие и сохраняющие счастье в семье.

    Любовь-главная нравственная ценность семьи. Воспитание в себе способности любить — главное условие формирования счастливой судьбы, гармоничных отношений с людьми.

    Тема:  Супружество и дети.

    Психология репродуктивного поведения. Факторы, способствующие и

    препятствующие рождаемости. Что дает молодой семье появление ребенка. Особенности роли матери и отца в становлении человека.

    Тема: Психология воспитания детей в семье.

    Что такое воспитание. Цели родителей при воспитании детей. Условия для гармоничного развития и воспитания детей в семье. Правила гармоничного воспитания. Стили воспитания.

    (для юношей и для девушек — по подгруппам)

    Тема:

    Семья и законы наследственности.

    Семья и законы наследственности. Что такое генетическое  консультирование. Влияние современного образа жизни на здоровье будущего  ребенка. 

    Тема: Радость ожидания малыша.

    Репродуктивный период в жизни женщины и мужчины. Формирование положительного образа будущей семьи.

    Тема:  Питание, здоровье, красота. 

    Понятие о биологическом возрасте человека. Состав пищи. Энергетическая ценность белков, жиров и углеводов.     Подходы к питанию (раздельное питание, вегетарианство), их преимущества и недостатки.

    Тема:  Ваше здоровье — в ваших руках.  Профилактика сердечно- сосудистых заболеваний.

    Определение отношения к своему здоровью. Атеросклероз – главная болезнь 20 века. Причины, профилактика.    

    Тема: Манипуляции в общении.

    Что такое манипуляция, виды манипуляций. Как защитить себя от манипуляций.

    Тема: Искусство общения в семье.    

    Стадии семейной жизни, их основное содержание, главные проблемы и сложности  в отношениях супругов на различных стадиях семейной жизни.

    Нравственно — психологический смысл и сущность взаимной адаптации супругов.

    Социально-психологические особенности первичной адаптации,  проблемы и пути их  решения.

    Опасность вторичной (негативной) адаптации для стабильности семьи, способы преодоления проблем.

    Тема: Субкультура – контркультура.

    Понятия формальной и неформальной группы. Отличительные черты неформальной группы (субкультуры), причины их привлекательности для молодежи. Причины вхождения в субкультурные и контркультурные объединения, негативные моменты. «Плюсы» и «минусы» пребывания в данных объединениях.

    Тема: Мужественность и женственность. Половые стереотипы.

    Понятие стереотипа. Пути формирования стереотипов. Мужские и женские стереотипы. Стереотипы в жизни: помогают или мешают. Учет стереотипов при выборе супруга.

    Комментарии запрещены.