Без рубрики

    «О некоторых хитростях воспитания» — так называлось очередное заседание родительского клуба «Семейный очаг» на базе СОШ №8.
Ребенок стал хуже учиться. Как быть? Что делать? Этот вопрос чаще всего задают себе и специалистам родители. Что может помочь вернуть интерес к учебе? Свою точку зрения по этому вопросу представила на заседании клуба педагог-психолог Зверева Т.Б.
Что такое мотивация?
Говоря научным языком  мотивация – это побуждения, вызывающие активность организма и определяющие его направления. А говоря простым языком – это та сила, которая двигает человека к достижению определенной цели. Учебная мотивация – это потребность познания нового в школе. Основа потребности в познании – познавательный интерес «хочу знать».

Мотивация состоит из потребности, к которой нужно приложить усилия, для того чтобы все переросло в действие, после чего ребенок получает вознаграждение, способствующее удовлетворению и переходу к новой потребности.

Суть мотивации – спровоцировать выработку гормонов удовольствия от того, что что-то новое узнал, сделал, получилось.

Среди причин негатива также могут быть:

  • плохие отношения с одноклассниками, поскольку контакт со сверстниками очень важен для школьников и многие переживают из-за его отсутствия;
  • конфликтные отношения с учителем;
  • недостаточно развиты навыки саморегуляции, самоконтроля, самостоятельности в принятии решений;
  • непонимание пройденного материала, когда прежнюю тему еще не усвоил, а уже следующая;
  • элементарно неинтересно изложенная информация, т.к. не у каждого учителя получается увлечь аудиторию своей темой или предметом;
  • психологические комплексы, которые есть, пожалуй, у каждого ребенка;
  • ребенок просто испытывает страх перед низким баллом или отрицательной реакцией родителей;
  • высокий уровень способностей ребенка, а программа обучения простая для него, отсутствует индивидуальный подход со стороны учителя, ребенку скучно на уроке;
  • неблагополучные отношения в семье: неправильные методы воспитания (авторитаризм или попустительство), заниженные или завышенные требования к ребенку, нарушение единства требований, насилие.

Как заставить ребенка учиться: (советы психолога)

  • когда делаете уроки с ним, постарайтесь не кричать
  • принимайте любые его увлечения
  • научите его технической грамотности
  • отвечайте на любые его вопросы
  • научите его читать, очень может быть, что он просто не нашел ещё подходящую книгу
  • не рассказывайте, а показывайте (домашние опыты, например, – это очень прикольная штука)

Особые сложности возникают при потере мотивации к учебе у подростков.

Как привить подростку интерес к учебе?

Родителям необходимо направить энергию подростка в нужное русло, внушить веру в свои силы, а также ценность и важность хорошей учебы. Этого можно добиться, позволив ребенку заниматься тем, что ему интересно. Предлагаем несколько простых советов, следуя которым, вы сможете пробудить у ребенка интерес к учебе.

Проявите сочувствие

  • Чтобы заинтересовать ребенка учебой, важно понять, что он думает и чувствует на самом деле. Поставьте себя на его место.
  • Подростки чрезвычайно эмоциональны и чувствительны. Это может негативно сказываться на учебе.
  • Говорите с ребенком и попытайтесь посмотреть на ситуацию с его точки зрения прежде, чем выскажите свое виденье проблемы.
  • Важно понять, почему подросток не хочет учиться. Если он не хочет прилагать усилия в обучении, лучшее, что вы можете сделать – не соглашаться с его мнением и выяснить причину такого поведения.
  • Ребенку могут нравиться одни предметы и не нравиться другие.
  • Подросток может не понимать то, что объясняет учитель на уроке.
  • Разговор с подростком поможет вам проявить к нему сочувствие и выяснить причину проблемы.

Начните действовать

  • Подростки обычно устают после долгого дня и не хотят делать уроки. Поэтому родителям недостаточно просто напоминать ребенку об этом. Сядьте вместе с подростком и помогите ему спланировать свою работу. Выделите задания, которые покажутся ребенку наиболее сложными.
  • Найдите репетитора, который поможет подростку разобраться со школьной программой. На этом этапе подростку требуется всего лишь небольшая помощь.
  • Кричать на подростка бесполезно, поможет только диалог.
  • Ругать подростка за малейшую ошибку – плохая идея. Если вы будете на него кричать, он эмоционально дистанцируется от вас и в знак протеста перестанет прислушиваться к вашим советам.
  • Относитесь к подростку с добротой, разговаривайте с ним спокойным тоном.
  • Объясните ему, почему необходимо учиться.
  • Спокойно обсудите с ним, чем учеба может быть полезна. Этот способ гораздо эффективнее, чем крики и нравоучения.

Не ожидайте от подростка слишком многого

  • Не ставьте сразу же высоких ожиданий. Часто именно высокие ожидания сдерживают подростка, оказывают на него давление и вызывают беспокойство.
  • Делайте акцент на постоянной упорной работе.
  • Научите подростка ставить себе маленькие цели и достигать их.
  • Как только подросток достиг поставленной цели, он сразу же должен перейти к следующей. Достижение маленьких целей научит достигать желаемого в будущем.

Не забывайте о других занятиях, помимо учебы

  • Убедитесь, что учеба не мешает другим творческим занятиям подростка.
  • Позволяйте ребенку играть на улице.
  • Проследите за тем, чтобы он уделял время своим хобби.

Все это поможет не только разнообразить мышление подростка, но и развить навыки, необходимые для учебы.

Мотивирование подростка не означает, что он начнет делать то, что вам нужно. Чтобы привить подростку интерес к учебе, необходимо научиться решать сложные проблемы и оказывать ему поддержку. Искренне хвалите ребенка даже за малейшие достижения.

А еще… Будьте примером для подражания: ведите активный образ жизни, имейте хобби, читайте интересную литературу, смотрите фильмы, выезжайте на природу и устраивайте дружеские посиделки. Наслаждайтесь жизнью и любите своего ребенка безусловно, просто за то, что он есть!
Другим важным вопросом, интересующим родителей, является вопрос о дисциплине, как правильно запрещать что-то ребенку. Об этом рассказала руководитель клуба «Семейный очаг» педагог дополнительного образования Иванова М,С.
Есть несколько правил, которые помогают наладить и поддерживать в семье бесконфликтную дисциплину. Своего рода правила о правилах.

Правило первое
Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого ребенка. Если они отсутствуют, ребенок чувствует себя забытым и ненужным («никому до меня нет дела»).

Правило второе
Правил не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.
Как сбалансировать эти запреты и разрешения, как найти золотую середину между подавляющим стилем воспитания и попустительским стилем?
Психолог Ю. Б. Гиппенрейтер несколько видоизменила известную идею, которая приводится в книге X. Дж. Джайнотта «Родители и дети». Согласно этой идее, мы делим все поле, регламентирующее поведение ребенка, на четыре зоны. Обозначаем их цветом: зеленая, желтая, оранжевая, красная.

— В зеленую зону помещаем то, что ребенок может делать по собственному разумению или желанию. Например, выбрать, какую книгу почитать, в какие игры поиграть, кого пригласить к себе на день рождения и т.д.

Желтая зона включает те действия, в которых ребенку предоставляется относительная свобода. То есть он может выбирать, что ему делать, но в определенных границах. Например, ему разрешается каждый день смотреть телевизор, но не более 1 часа и не позднее 9 часов вечера. Или самому решить, когда приступить к домашним заданиям, но работа должна быть закончена к 20 часам.

Важно, чтобы ребенок понимал, чем вызвано то или иное ограничение. Он вполне способен принять ваше спокойное, но твердое объяснение. Подчеркните при этом, что именно остается ребенку для его свободного выбора. Когда дети чувствуют уважение к их чувству свободы и самостоятельности, они легче воспринимают родительские ограничения.

— Жизнь есть жизнь, в ней встречаются ситуации, которые заставляют нас иногда попадать в оранжевую зону. Она очерчивает те действия, которые разрешаются в случае особых обстоятельств. Например, отец возвращается после долгой командировки поздно вечером. Можно разрешить ребенку позже лечь спать и даже не пойти наутро в детский сад или (страшно сказать!) в школу. Или: ребенок оказывается в стрессовой ситуации, связанной с переездом, болезнью или смертью кого-то из близких. Здесь важно подчеркнуть ребенку, что разрешение оправдано только исключительными обстоятельствами. Обычно дети хорошо понимают подобные ограничения и больше готовы соблюдать правила в обычных ситуациях.

— Последняя, красная зона включает в себя действия, которые не являются приемлемыми никогда и ни при каких обстоятельствах. Здесь не может быть никаких исключений из правил. Нельзя выбегать на дорогу, баловаться с огнем, обижать слабых, предавать друзей… От элементарных правил безопасности к моральным нормам и социальным запретам.

Правило третье
Говорит о том, что родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.

Мы не должны ограничивать потребность ребенка в движении, общении или его исследовательские интересы только потому, что не выносим шума или боимся, чтобы он не сунул нос куда не следует. Лучше создать безопасные условия, чтобы он мог эти свои потребности осуществить. Исследовать лужи можно, но только в высоких сапогах… Даже бросать камни в цель можно, если позаботиться при этом, чтобы никто не пострадал.

Правило четвертое
Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы взрослыми между собой. Согласованность систематически поддерживается.
Бывают в семье такие ситуации, когда мама говорит или разрешает одно, папа — другое, а бабушка предлагает свой вариант. Представьте себя на месте ребенка в такой ситуации. Попробуй разобраться, чьи правила и ограничения нужно соблюдать! К тому же можно воспользоваться случаем и добиваться своего, внося раскол в ряды взрослых.
Взрослым лучше предусмотреть возможность таких ситуаций и заранее договориться, чего требовать от ребенка.

Правило пятое
Тон, которым сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным.
Закономерно: запрет, данный в сердитой или властной манере, воспринимается вдвойне тяжелее.
На вопрос: «Почему нельзя?» — не стоит отвечать: «Потому что я так велю!», «Нельзя, и все!». Нужно коротко пояснить: «Уже поздно», «Это опасно», «Может разбиться» и т.д.
Объяснение должно быть коротким и даваться один раз. Причем лучше давать его в безличной форме. Например: «Конфеты едят после обеда» вместо «Положи конфету сейчас же назад!». Или: «Спичками не играют, это опасно» вместо «Не смей трогать спички!».
А если ребенок не подчиняется? Что ж, последовательно применяйте все пять правил, и постепенно нежелательного поведения станет меньше. Не исключено, что оно и вообще прекратится.

Правило шестое
Лучше наказывать ребенка, лишая его хорошего, чем делая ему плохо. Чтобы это правило можно было применять, старайтесь создать в своей семье запас хороших традиций, семейных праздников и т. д. Тогда ребенку будет о чем жалеть в случае проступка.

По материалам сайтов:
https://bebetter.today/blog/motivation/kak-povysit-motivaciju-k-uchebe;
http://tren-kot.ru/stati-po-detskoy-psihologii/motivatsiya-k-uchebe-ili-kak-zastavit-rebenka-uchit-sya/ ;
https://childdevelop.ru/articles/school/4009/;
http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l_030116.shtml

Руководитель родительского клуба «Семейный очаг» Иванова Марина Степановна

Комментарии запрещены.