100 лет системе дополнительного образования

В 2018 году государственной системе дополнительного (внешкольного) образования России исполняется 100 лет.

Основные принципы, отразившиеся в концепции развития дополнительного образования – свободный выбор ребенка, его социализация, разнообразные доступные возможности личностного роста и профессионального самоопределения, персонализация и неформализованность образования.

Уникальная система дополнительного образования детей в России уже почти 100 лет базируется именно на этих принципах — она учитывает индивидуальные способности детей, предлагает вариативное содержание, развивает личностные качества.

Сегодня государство рассматривает всю сферу дополнительного образования как некую инновационную площадку, генерирующую новые модели и технологии, внедряющую их на максимально персонифицированном уровне.

Наше государство даже в самые трудные периоды, такие как война, перестройка стремилось организовать для детей внеурочную занятость и дополнительное образование. С гордостью можно отметить, что наша страна — первая в мире, где это направление воспитания и обучения выросло в систему центров, домов детского творчества, детско-юношеских спортивных школ, станций юных техников и юных натуралистов, кружков и секций в общеобразовательных школах. Миллионам детей, подростков дополнительное образование помогло раскрыть свои дарования, таланты, обрести вкус к творчеству, сделать первые шаги в будущей профессии.

Считается, что впервые внешкольная форма работы с детьми появилась еще в XVIII веке в Санкт-Петербурге, когда в Шляхетском кадетском корпусе был открыт кружок по литературе для занятий в свободное время. Юные петербуржцы — воспитанники кадетского корпуса, посещавшие кружок, издавали свою собственную газету «Праздное время, в пользу употребленное». По сути, эти слова и стали своеобразным лозунгом внешкольной образовательной работы с детьми.

Первое государственное внешкольное учреждение — Станция юных любителей природы, открылось в 1918 году в Москве, в Сокольниках. Сначала туда записалось 17 детей, но уже в 1921 году, чтобы попасть в число учеников, необходимо было пройти конкурсный отбор. Ребенок проходил стажировку и только после выполнения научного задания мог быть зачислен. В момент открытия станции появились первые кружки по интересам: орнитологи, энтомологи, водолюбы, ботаники. К 1925 году их число значительно увеличилось: добавились кружки цветоводов, звероводов, луговодов, фенологов, гидрометеорологов.  На станции была собственная пасека и сад. Позднее, Станция юных любителей природы была переименована в Центральную биостанцию юных натуралистов имени К.А.Тимирязева или БЮН, а ребят, которые там занимались стали называть бюновцами.

С историей российского дополнительного образования связано немало известных всему миру событий – к примеру, открытие в 1925 году Всесоюзного пионерского лагеря «Артек», или проведение в 1967 году в Севастополе, на знаменитой Сапун-горе первого финала Всесоюзной игры «Зарница».

В системе дополнительного образования детей Владимирской области действуют 118 организаций дополнительного образования, из которых 44 – в системе образования. Эти организации предоставляют возможности для занятий по программам различной направленности: технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической.

В учреждениях системы образования сохраняется приоритет бесплатности и равного доступа дополнительного образования для детей. Доля платных образовательных услуг составляет 6,7% от общей численности оказываемых услуг.

Созданная в области система дополнительного образования позволяет не только полноценно организовать досуг ребенка, но и максимально раскрыть его индивидуальные способности.

Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 №1726-р, определяет в качестве главных направлений: развитие инновационного потенциала дополнительного образования, профориентационную работу, а также развитие детей с особыми образовательными потребностями.

В июле 2017 года впервые заработала Летняя Интеллектуальная школа олимпийского резерва для обучающихся 8-10 классов по семи предметам — биология, история, информатика, литература, математика, физика, химия. Были проведены учебные занятия в рамках углубленного изучения предмета (лекции, практикумы, лабораторные работы, геокешинг, образовательные квесты, творческие зачеты, исследовательские мини-проекты), развивающие занятия (экскурсия и мастер-классы в технопарке «Кванториум-33», мастер-класс по современному направлению IT «Интернет вещей своими руками», веб-квест, психологический тренинг, экскурсия в областную научную библиотеку, посещение кинотеатра ВОПОО «Милосердие и порядок»); вечерние развлекательные программы. Кроме этого, школа работает и по специальным образовательным программам: «Школа социального лидерства», «Школа юного корреспондента», «Школа музееведов».

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», Планом мероприятий по реализации концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р, в области реализуется проект по повышению доступности образования в рамках приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей».

Ключевая цель проекта – сделать доступным дополнительное образование для детей, в том числе по техническим и естественнонаучным программам.

В рамках проекта «Доступное дополнительное образование для детей» в соответствии с п. 4-б перечня поручений по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 декабря 2016 года (№ Пр-2346 от 05.12.2016) в регионе с 01.01.2018 на базе ГАОУ ДПО ВО ВИРО создан Центр поддержки одаренных детей.

            В г.Владимире уже 22 года успешно работает Детский оздоровительно-образовательный (социально-педагогического) центр.

В январе 1996 года создано МУДОД «Медико-педагогический центр» Фрунзенского района на основании постановления главы Администрации города Владимира от 27.12.1995 года № 210. Именно с этого момента начала складываться многоуровневая модель службы, включающая, педагогов- психологов, социальных педагогов, учителей-логопедов, педагогов дополнительного образования, врачей, юриста по вопросам семейного права. С момента своего основания Центр славился таланливыми педагогами. Среди них: Романова Е.В. – первый  директор учреждения с 1996 г. по 1999 г., Гончарова О.И. – директор с 2000 по 2017 г., Калинина Е.В. – педагог-психолог, педагог дополнительного образования высшей категории с 1996 г. по настоящее время, Илларионова И.В. – педагог-психолог высшей категории с 1996 г. по настоящее время, Иванова М.С. – педагог дополнительного образования с 1997 г. по настоящее время, Сараева С.П. – социальный педагог, педагог дополнительного образования высшей категории с 1997 г. по 2017г., Корнилова О.Е. – педагог-психолог, педагог дополнительного образования высшей категории с 2002 г. по настоящее время, Лапшина Лариса Федоровна – педагог-психолог высшей категории с 2004 г. по 2017г.

Первый директор Центра

Романова 

Елена Владимировна


Директор

Гончарова Ольга Иосифовна

Почетный работник общего образования


Полюбина Лилия Ивановна

Педагог дополнительного образования

  Высшая категория


Калинина Елена Владимировна

Педагог-психолог, педагог дополнительного образования

Высшая категория

Почетная грамота Министерства образования и науки РФ


Иванова Марина Степановна

Педагог-психолог, педагог дополнительного образования

Высшая категория


Сараева Светлана Павловна

Педагог дополнительного образования,социальный педагог

Высшая категория


Корнилова Ольга Евгеньевна

Педагог-психолог, педагог дополнительного образования

Высшая категория


Лапшина Лариса Федоровна

Педагог-психолог, методист

Высшая категория


Илларионова Ирина Вячеславовна

Педагог-психолог

Высшая категория


Первый коллектив МППШ 1996 год

В 2008 году учреждение переименовано в Детский оздоровительно-образовательный (социально- педагогический) центр г.Владимира. С сентября 2011 года учреждению присвоено название Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей г. Владимира «Детский оздоровительно-образовательный (социально-педагогический) центр». На сегодняшний день основными целями деятельности Центра являются: реализация программ по формированию у детей и подростков природо- и культуросообразного мировоззрения, основанного на высоконравственных ценностях, содействие сохранению и укреплению физиологического и психологического здоровья детей, подростков, взрослого сообщества, воспитание и обучение в интересах общества и государства.

 Основные задачи работы Центра:

  • обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения детей в возрасте преимущественно от 6 (шести) до 18 (восемнадцати) лет;
  • формирование общей культуры отношения к себе, к своему здоровью, к окружающему миру;
  • социально-педагогическое и психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса и семейного воспитания;
  • адаптация к жизни в обществе, успешная социализация;
  • организация оздоровления и отдыха детей;
  • организация работы по поддержке замещающих семей;
  • организация работы по комплектованию дошкольных образовательных учреждений.
  • организация работы городской службы медиации
  • организация работы территориальной ПМПК
  • организация работы логопедичесой службы

В Центре шестой год  успешно работают студии развития ребенка от 1,5 до 5 лет – «Малышкина школа» (развитие коммуникативной, двигательной, познавательной, эмоциональной сферы ребенка), «Семицветик» (развивающие занятия с элементами театрализованной деятельности), «Любознайка» (всестороннее развитие эстетического вкуса, познавательной сферы и интеллекта ребенка), «Послушный язычок» (индивидуальные консультации учителя-логопеда, коррекционно-развивающие занятия), «Путешествие по волшебному миру сенсорной комнаты» (релаксация и коррекция для дошкольников и школьников, «Мать и дитя»), «Песочный мир» (рисование песком, рисование на воде – Эбру).

В нашем учреждении, семьи г.Владимира,  могут получить все необходимые социо-психолого-педагогические и логопедические услуги для гармоничного развития личности ребенка. А также, полноценную комплексную помощь специалистов по восстановлению детско-родительских отношений.

В связи с этим, приглашаем детей и родителей в наш Центр. Будем рады вам помочь. Запись осуществляется по телефону 21-02-26.  На все интересующие вопросы Вы можете получить ответ по

e-mail: doospc@edu.vladimir-city.ru

План мероприятий,посвящённых 100летию ПДО

Комментарии запрещены.